Несколько слов о зимних шинах для грузовиков
В последнее время активно муссируются слухи о скором внесении поправок в правила дорожного движения, которые, в основном, будут касаться обязательной сезонной эксплуатации шин на автомобилях всех классов, в том числе и на коммерческом транспорте (грузовых автомобилях различной грузоподъемности и автобусах городского и междугородного сообщений). Насколько это необходимо и как готовы к этому шинные производители и потребители?
В прессе фигурируют мнения многих авторитетных экспертов о том, что введение обязательной “переобувки” для коммерческого транспорта не даст никакого эффекта в плане безопасности на дорогах нашей страны. Главным аргументом этих уважаемых специалистов, что все грузовые шины, в отличие от шин для легкового транспорта, разрабатываются для использования в широком температурном диапазоне и состав резиновой смеси подбирается таким образом, чтобы не было эффекта “задубения” при низких температурах и “расплывания” - при высоких. Аварийность, они считают, зависит от общего технического состояния коммерческого автопарка, опыта и квалификации водителей. В какой-то степени с этим можно согласиться.
Есть другая точка зрения. Несмотря на то, что сторонники перевода на сезонную смену покрышек для грузовых машин соглашаются с указанными выше утверждениями своих оппонентов, есть ряд причин, по которым они считают просто необходимым устанавливать зимние грузовые шины на грузовые машины и автобусы в холодное время года в регионах, где температурные значения находятся в минусовом диапазоне по Цельсию в течение 30 суток и более. Как правило, наиболее активны в обсуждении этой темы они становятся, когда в следствие сюрпризов погоды на федеральных трассах и городских дорогах образуются гигантские заторы, причиной которых обычно становятся выстроившиеся грузовики, которые не могут тронутся с места из-за обледеневшего и (или) сильно заснеженного дорожного покрытия, либо в случаях крупных ДТП с участием грузового автомобиля в сложных зимних метеоусловиях. Наверное, с ними тоже можно согласиться, даже, наверное хочется. Думаю, не раз многие становились свидетелями дорожной ситуации, когда идущая впереди тебя фура не может тронутся на пригорке в метель и все норовит откатиться назад, уткнувшись в твой личный автомобиль.
Согласны с этим конструкторы и технологи шинных заводов. В последние годы у многих производителей появилось несколько линеек покрышек для грузовиков и автобусов. Появились, как чисто зимние варианты шин для особо тяжелых, вплоть до экстремально низких температурных условий и движения по глубокому рыхлому снегу, имеющие очень высокую стоимость, так и эконом-варианты для зимних климатических условий средней полосы, в которой находиться большая часть территории России. Принципиальное отличие грузовых зимних покрышек, предлагаемых шинными производителями в нашей стране от настоящих зимних шин - это их более низкая стоимость и возможность их использования в качестве всепогодных. Такая зимняя грузовая резина , как правило, заводы-изготовители рекомендуют устанавливать в предверии зимнего периода, так как надежная работа этих шин зимой возможна только при остаточном рисунке протектора не менее 5мм, а в остальные времена года можно эксплуатировать шины и с меньшей глубиной беговой дорожки.
Такое решение оправдано, в первую очередь, экономически. Ведь, “переобуть” в зимние шины фуру - это не купить 4 колеса для легкового автомобиля, пускай Премиум-класса, где максимум стоимости, даже вместе с дисками и услугами шиномонтажа, едва ли превысит 100 000 рублей! Еврофуре нужно будет сменить 22 шины, при средней цене зимней грузовой покрышки - 18 500 рублей! То есть только на сезонную закупку шин для одного автомобиля владельцу придется заплатить порядка 400 000 рублей! Плюс стоимость монтажа! Согласитесь, сумма внушительная. У некоторых владельцев сам автомобиль стоит меньше :)
Грузовые шины класса “зимний эконом” выпускают многие шинные компании. В России наиболее популярны традиционные premium-бренды Continental, GoodYear, Michelin, Bridgestone, Yokohama, Dunlop.
- Continental - Scandinavia
- Good Year - Ultra Grip, Marathon
- Michelin - Grip, Multiway, Antisplash
- Bridgestone - W990
- Yokohama - winter front 901ZS, SY397, MY507
- Dunlop - SP-362, SP-462
В плане производства зимних шин для автобусов и грузового транспорта также не дремлют и китайские производители. Например, одна из самых известных в России, компания Aeolus представила на российском рынке модель на ведущую ось HN-364, которая полностью соответствует заявленным требованиям аналогичных покрышек мировых гигантов шинной индустрии, имея при этом гораздо более низкую стоимость и сопоставимые показатели по ходимости и сцепным свойствам в зимний период.
К сожалению, пока ничем не могут порадовать нас наши отечественные заводы. Похоже, они являются яркими приверженцами мнения, что зимой спасает только профессионализм водителя. Вопрос - почему профессионалов всегда не хватает, видимо, заботит только западных и китайских производителей!
Но это уже совсем другая история.